Сергей Владимирович Михалков
посвящается к 95 летию писателя
Поиск по сайту
Поиск по книгам:


Сборники
Рассказы и сказки

2

- А у нас водопровод.

                                                                      Вот.

                                                    ......................

                                                  - А у нас огонь погас -

                                                                  Это раз,

                                                  Грузовик привез дрова -

                                                                  Это два.

                                                  А в-четвертых, наша мама

                                                    Отправляется в полет,

                                                      Потому что наша мама

                                                        Называется пилот.

        Да только ли это для детей? Нет. Это - и для взрослых  тоже.  Поскольку знать детей, любить, воспитывать их - это дело более чем взрослое. Знать  их психологию, тут же читать их лица, - да, да, я не оговорился, именно, читать лица, - способен лишь только тот человек,  лишь  только  тот  художник-поэт, который, как говорят в народе, в чем-то и сам  большое  дате.  Обычно  такие люди, оставаясь  более  чем  серьезными,  строгими,  могут  как-то  особенно весело, легко входить в мир детей. И дети их пропускают к себе, обо всем  им все рассказывают, показывают все. Водят с ними дружбу, играют, нисколько  не остерегаясь при этом их очевидной взрослости.

        Мне приходилось несколько раз наблюдать за Михалковым, когда он общался с детьми. Никакого ласкового, согбенного  напряжения  перед  ними,  никакого "сю-сю"... И ведь давно  уже  дед,  а  в  кругу  детей,  в  кругу  октябрят, пионеров, он чувствует себя как равный среди равных -  и  это  при  своем-то длинном-предлинном росте! - как свой среди своих чувствует. И в  пряталки  - свой, и в скакалки - свой, и в считалки - тоже. И тут, конечно же, все можно простить друг другу. Не только перепад в возрасте, но и невольную перепрыжку в счете. "Грузовик привез дрова -  это  два.  А  в-четвертых..."  И  в  этой перепрыжке, в этом пропуске "в-третьих" - весь характер  мальчишки-непоседы, весь портрет и все его нетерпенье обо всем сказать сразу. И не  только  весь его характер, но и характер самого Михалкова. Ведь, что ни говори, а  дружба есть дружба. Михалков, конечно же, заметил перескок  в  счете,  но  ведь  не остановил же при всех, не поправил же...

        Скажут: а какое это имеет отношение к  басне?  А  самое  прямое,  самое непосредственное. Мир детей и мир окружающей их живой природы  очень  близки друг другу. Мир детского воображения и аллегория по сути  явления  одного  и того же корня. Отсюда и жанровое сходство. В басне, как, пожалуй, ни в каком другом    жанре,    и    впрямь    устами    младенца    глаголет      истина.      Ее иносказательность - отнюдь не синоним осторожности. Деликатности,  да.  Это, скорее, вопрос такта, нежели самого принципа. Басенная  иносказательность  - это особый вид прямоты. Причем прямоты не всегда безопасной для автора.

        Басня  -  это  дальнобойное    оружие    сатиры,    рассчитанное    не    на поверхностное касание, а на всю глубину внедрения  в  тот  или  иной  порок, начало которого порой обнаруживается в  давно  минувших  временных  слоях  и социальных эхосах. Отсюда - и долговременность лечебного фактора басни, сила ее конкретного повседневного воздействия, сила опережающей профилактики.

        Примером  тому  -  лучшие  басни  того  же  Михалкова.  Насколько    они иносказательны,

 


Фотогалерея

Mihalkov 29
Mihalkov 28
Mihalkov 27
Mihalkov 26
Mihalkov 25

Статьи
















Читать также


Стихотворения
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Михалкова?


ГлавнаяГостевая книгаКарта сайтаКонтактыЛитература в сетиОпросыПоиск по сайту